Классификация по значению
Автомобильные дороги в зависимости от их
значения подразделяются на следующие виды.
[1]
Автомобильные дороги федерального
значения
Находятся в собственности
Российской
Федерации
и финансируются за счёт средств федерального
бюджета
.
К автодорогам общего пользования
федерального значения относятся автодороги:
·
соединяющие
Москву
со
столицами
сопредельных государств
, с
административными центрами субъектов
Российской Федерации
;
·
включённые в перечень международных
автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской
Федерации.
К автодорогам общего пользования
федерального значения могут относиться автодороги:
·
соединяющие между собой
административные центры субъектов
РФ
;
·
являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автодороги общего пользования
федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные
узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также
специальные объекты федерального значения;
·
являющиеся подъездными дорогами, соединяющими
административные центры субъектов
РФ
, не имеющие автодорог общего пользования, соединяющих соответствующий
административный центр субъекта РФ с Москвой, и ближайшие морские порты, речные
порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Автомобильные дороги регионального
или межмуниципального значения
Находятся в собственности
субъектов
Российской Федерации
и финансируемые из их бюджетов. Критерии отнесения автодорог общего
пользования к автодорогам общего пользования регионального или
межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автодорог
общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут
включаться автодороги общего пользования федерального значения и их участки.
Находятся в собственности
муниципальных
образований
и финансируемые из их бюджетов (автомобильные дороги поселений,
муниципальных районов или городских округов).
Находятся в частной собственности
и финансируемые частным собственником.
К частным автодорогам общего
пользования относятся частные автодороги, не оборудованные устройствами,
ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные
частные автодороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего
пользования.
Классы автомобильных дорог
Класс автомобильной дороги
— характеристика
автомобильной дороги по условиям доступа на неё. Доступ на автомобильную дорогу
— возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с неё транспортных
средств, определяемая типом пересечения или примыкания. Автомобильные дороги по
условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три
следующих класса.
[2]
К классу «
автомагистраль
» относят
автомобильные дороги:
·
имеющие
на всем протяжении
многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
·
не имеющие пересечений в одном уровне с
автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными
дорожками;
·
доступ
на которые возможен
только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км
друг от друга.
К классу «
скоростная
дорога
» относят автомобильные дороги:
·
имеющие
на всем протяжении
многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
·
не имеющие пересечений в одном уровне с
автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и
пешеходными дорожками;
·
доступ
на которые возможен
через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения
потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
Дорога обычного типа (нескоростная дорога)
К классу «
дороги
обычного типа»
относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и
«скоростная дорога»:
·
имеющие
единую проезжую часть
или с центральной разделительной полосой;
·
доступ
на которые возможен
через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог
категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще,
чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.
Категории автомобильных дорог
Категория автомобильной дороги
—
характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему
классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги. Автомобильные
дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам
разделяют на категории в зависимости от:
[2]
·
количества и ширины полос движения;
·
наличия центральной разделительной полосы;
·
типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями,
велосипедными и пешеходными дорожками;
·
условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.
Основные технические характеристики классификационных
признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.
Класс автомобильной дороги |
Категория автомобильной дороги |
Общее количество полос |
Ширина полосы движения, м |
Центральная разделительная полоса |
Пересечения с автомобильными дорогами,
велосипедными и пешеходными дорожками |
Пересечения с железными дорогами и
трамвайными путями |
Доступ на дорогу с примыканиями в
одном уровне |
Автомагистраль |
IA |
4 и более |
3,75 |
Обязательна |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
Не допускается |
Скоростная дорога |
I
Б |
4 и более |
3,75 |
Допускается без
пересечения прямого направления |
|||
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) |
I
В |
4 и более
[
∗
1]
|
3,75 |
Допускаются
пересечения в одном уровне со светофорным регулированием |
|||
II |
4 |
3,5 |
Допускается
отсутствие
[
∗
2]
|
Допускается |
|||
2 или 3
[
∗
3]
|
3,75 |
Не требуется |
Допускаются
пересечения в одном уровне
[
∗
4]
|
||||
III |
2 |
3,5 |
|||||
IV |
2 |
3,0 |
Допускаются
пересечения в одном уровне |
||||
V |
1 |
4,5 и более |
1.
↑
Более шести полос допускается
только на существующих автомобильных дорогах.
2.
↑
На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы
определяется проектом организации дорожного движения.
3.
↑
Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
4.
↑
Пересечение 4-полосной дороги категории II с
аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог
категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных
уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых»
левых поворотов или пересечения кольцевого типа).